Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001 (ISO 9001) содержит набор требований, предъявляемых к системам менеджмента качества организаций. Получить сертификат ГОСТ Р ИСО 9001 (ISO 9001) организации могут от независимой третьей стороны – органа по сертификации, пройдя соответствующую аудиторскую проверку. Более миллиона организаций по всему миру имеют сертифицированные системы менеджмента качества, применяя стандарт ГОСТ Р ИСО 9001 (ISO 9001) как один из наиболее распространенных инструментов построения эффективной системы управления.
Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001 (ISO 9001) определяет требования к системам менеджмента качества, которые организация должна выполнить, чтобы продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и применимым обязательным требованиям. Организации, которые стремятся к признанию их системы менеджмента качества, могут использовать данный стандарт для сертификации и для выполнения контрактных обязательств. Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001 (ISO 9001), требования которого являются общими и универсальными, может быть применим к любому бизнесу.
В стандартах ГОСТ Р ИСО (ISO) серии 9000 обобщен мировой опыт организации работ по созданию эффективной системы менеджмента качества. Данная серия состоит из стандартов и руководящих указаний, описывающих модель системы менеджмента качества. Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001 (ISO 9001), новая версия которого была выпущена в 2015 году, устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые применимы ко всем организациям вне зависимости от вида деятельности, размера, географического расположения, принадлежности к государственному сектору.
Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001 (ISO 9001) — единственный в серии стандарт, на соответствие требованиям которого система менеджмента качества организации может быть сертифицирована. Несмотря на добровольность сертификации системы менеджмента качества, такая сертификация обеспечивает независимую оценку системы менеджмента качества.
Стандарты ГОСТ Р ИСО (ISO) серии 9000 помогают организациям повысить удовлетворенность потребителей, а также постоянно совершенствовать систему менеджмента качества путем проведения внутренних аудитов, анализа системы со стороны руководства. Стандарты ГОСТ Р ИСО (ISO) серии 9000 состоят из:
Стандарт ГОСТ Р ИСО 9000 (ISO 9000) – «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» предназначен для установления единого понимания терминов и понятий, используемых в стандартах ISO серии 9000.
Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001 (ISO 9001) – «Системы менеджмента качества. Требования» определяет требования, которым системы менеджмента качества организаций должны соответствовать.
Стандарт ГОСТ Р ИСО 9004 (ISO 9004) – «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества» содержит базирующиеся на восьми принципов менеджмента качества рекомендации, которые были разработаны для менеджеров для улучшения деятельности организации и удовлетворения требований всех заинтересованных сторон.
Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001 (ISO 9001) подходит для всех организаций вне зависимости от сферы деятельности. Он был разработан таким образом, чтобы внедрение системы менеджмента качества осуществлялось в рамках всей организации, а не для отдельных видов деятельности в рамках отдела или подразделения. Стандарты ISO структурированы таким образом, чтобы с легкостью быть интегрированными в существующую в организации систему менеджмента с целью удовлетворения и предвосхищения требований и ожиданий потребителей.
Выгоды от внедрения и сертификации:
— повышение мотивации персонала за счёт прозрачности и четкости выполняемых функциональных обязанностей;
— обогащение знаний персонала в области качества;
— повышение эффективности внутренних процессов организации;
— сокращение затрат за счет повышения производительности, повышения качества производимой продукции, оказываемых услуг и снижения уровня дефектности;
— постоянное совершенствование процессов организации за счет выявления и устранения потерь при осуществлении деятельности;
— улучшение внутренних коммуникаций, механизма планирования и распределения материальных ресурсов;
— повышение удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований;
— непрерывное совершенствование деятельности организации с помощью применения современных инструментов менеджмента качества;
повышение конкурентоспособности организации на российском и мировом рынке;
сертификат качества ГОСТ Р ИСО 9001 (ISO 9001) – гарантия соответствия компании главному стандарту.
Подробно правила процесса сертификации прописаны в: НД №015.18 Руководство «Порядок проведения работ по сертификации СМК»